Самым пожилым Героем Советского Союза стал человек, родившийся за три года до отмены крепостного права.
21 июля 1858 года в селе Куракино Псковской губернии в семье крепостного крестьянина родился мальчик, которого назвали Матвеем. В отличие от многих поколений своих предков, мальчик пробыл крепостным менее трёх лет — в феврале 1861 года император Александр II отменил крепостное право.
Но в жизни крестьян Псковской губернии мало что изменилось. Личная свобода не избавила от необходимости тяжело трудиться день за днём, год за годом. Менялись цари, гремели революционные страсти, а жизнь Матвея текла заведённым порядком. Выросший Матвей жил так же, как и его дед и отец. Когда пришла пора — женился, обзавёлся детьми.
Устоявшаяся советская власть стала собирать крестьян в колхозы, но Матвей отказался, оставшись крестьянином-единоличником. Даже когда в колхоз вступили все, кто жил рядом, Матвей меняться не захотел, оставшись последним единоличником во всём районе. Ему было 74 года, когда власти выправили ему первые в жизни официальные документы, в которых значилось: «Матвей Кузьмич Кузьмин». До той поры все звали его просто Кузьмичом, а когда возраст перевалил за седьмой десяток — дедом Кузьмичом.
Когда началась Великая Отечественная война, Матвею Кузьмину было почти 83 года. Враг стремительно приближался к деревне, где он жил, многие соседи поспешили в эвакуацию. Крестьянин с семейством предпочёл остаться. Уже в августе 1941 года деревня была оккупирована гитлеровцами. Новые власти, узнав о чудом сохранившемся крестьянине-единоличнике, вызвали его и предложили стать деревенским старостой.
Матвей Кузьмин немцев за доверие поблагодарил, но отказался — дело-то серьёзное, а он уже стар. В начале 1942 года, после окончания Торопецко — Холмской операции, неподалёку от родной деревни Кузьмина заняли оборонительные позиции части советской 3-й ударной армии.
В феврале в деревню Кузьмича прибыл батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии. Горные егеря из Баварии были переброшены в этот район для участия в планируемом контрударе, целью которого было отбросить советские войска. Перед отрядом, базировавшимся в Куракино, была поставлена задача скрытно выйти в тыл к советским войскам, находящимся в деревне Першино, и внезапным ударом нанести им поражение.
Для осуществления этой операции нужен был проводник из местных, и немцы вновь вспомнили о Матвее Кузьмине.
13 февраля 1942 года его вызвал командир немецкого батальона, заявивший, что старик должен вывести гитлеровский отряд к Першино. За это Кузьмичу пообещали денег, муки, керосина, а также роскошное немецкое охотничье ружьё. Старый охотник осмотрел ружьё и ответил, что согласен стать проводником. Слух о том, что Матвей Кузьмин поведёт гитлеровцев в советский тыл, мигом облетел деревню. Пока он шёл домой, односельчане с ненавистью смотрели ему в спину.
В ночь на 14 февраля немецкий отряд, который вёл Матвей Кузьмин, вышел из деревни. Ни немцы, ни жители Куракино не заметили, как его сын Василий сообщил партизанам о том, что немцы хотят зайти в тыл к нашим войскам, но он выведет их к деревне Малкино, где их должна ждать засада.
Они шли всю ночь тропами, известными только старому охотнику. Матвей Кузьмин всю ночь водил немцев окольными дорогами, на рассвете выведя их под огонь советских бойцов. Командир горных егерей понял, что старик его перехитрил, и в ярости выпустил в деда несколько пуль. Немецкий отряд был разбит наголову, операция гитлеровцев была сорвана, несколько десятков егерей были уничтожены, часть попала в плен. Среди убитых оказался и командир отряда, который застрелил проводника, повторившего подвиг Ивана Сусанина.
О подвиге 83-летнего крестьянина страна узнала почти сразу. Первым о нём рассказал военный корреспондент и писатель Борис Полевой. Первоначально героя похоронили в родном селе Куракино, но в 1954 году было принято решение перезахоронить останки на братском кладбище города Великие Луки.
В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник — пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается куда-то вдаль. Пробегающие мимо москвичи и гости столицы редко утруждают себя тем, чтобы прочесть надпись на постаменте.
Да, человек, которому установлен памятник, дед Кузьмич, фактически был никем: ни солдат, ни партизан, а просто нелюдимый старик-охотник, проявивший великую силу духа и ясность ума. 8 мая 1965 года за мужество и героизм Матвею Кузьмичу присвоили звание героя Советского Союза.