Эта история из детства моего отца. Звали его Юсиф – светлая ему память!
Детство у отца как и у многих детей того времени было тяжёлым, но он умел во всём находить хорошее и помнить только лучшие моменты жизни. Он говорил, что чёрные полосы для того, чтобы от них оттолкнуться и жить дальше, и чем жирнее и тверже чёрная полоса тем сильнее будет толчок и выше будет светлый полёт!
Мой дедушка был родом из Ирана. Окончив высшую духовную школу в одной из Арабских стран он женился на моей бабушке из приграничной деревушки Азербайджана, там и остался жить. В деревне его очень уважали. Будя человеком духовным и состоятельным он помогал буквально всем. Отдавая предпочтение образованию, многим оплатил учёбу в городе. Помог построить дома и жениться. Но репрессии коснулись и его, солдаты разграбили дом, унесли даже шерстяные носки, которые вязала бабушка. Но самое страшное было не это. В доме дед хранил древние книги, ценные исторические писания, кораны! Их нашли и выбросили в реку. А деда забрали на допросы. Через несколько дней он вернулся, но так и не смог пережить происходящее. У него не выдержало сердце. Тогда у мальчика сложилось определённое отношение к советским солдатам. А в душе моей бабушки навсегда поселился страх от каждого стука в дверь.
Шло время.
В послевоенные годы, Юсифа как и многих детишек – голодных и раздетых со всех деревень привезли на учёбу в школы-интернаты в Баку. А бабушка оставалась в деревне, она тогда как и все остальные жители деревень работала в колхозе.
На праздники детей обычно отпускали домой. Как-то раз на Новруз Байрам (праздник весны) детишек собрали в столовой, накормили досыта в честь праздника и вручили в подарок каждому по большому солёному лещу. Отец получив столь ценный для того времени подарок, завернул его в газету и представляя как обрадуется мать такому презенту, собрался и вместе с другими детишками из их деревни отправился в дорогу.
Их деревенька была в пограничной зоне, и добирались туда сойдя с поезда пешком или на попутках. Вот так несколько ребят шли по дороге оглядываясь назад, в надежде увидеть хоть какой-то транспорт. Уже темнело , когда вдалеке засияли фары. Грузовик приблизился и ребята увидели солдат-пограничников, ехавших из города в часть неподалёку от их деревни. Дети обрадовались и быстро забрались в кузов. А Юсиф прижав к груди свой вещь-мешок, служивший ему сумкой, устроился в углу. Страшные воспоминания из детства о встрече с солдатами, после которой он потерял отца нахлынули на подростка. Страх и ненависть переполняли маленького худенького паренька.
Вдруг один из солдат почувствовав аромат солёной рыбки спросил у Юсифа : «Это кто тут такой богатенький, кто рыбку везёт? Поделишься?» . Напуганный мальчик прижав к себе сумку с драгоценным подарком грозно ответил : «Нет, это подарок маме! Я его не отдам!». Солдат подсел к мальчику и спросил: «Любишь маму?», а Юсиф : «Конечно! Она у меня одна!» . «И я люблю, мы тоже с мамой вдвоём живём в Подмосковье. Она ждёт меня. Скучает. Письма часто пишет. Я тоже ей подарок купил сегодня в городе. Хочешь покажу?» — спросил солдат и вытащил из-за пазухи красивый шерстяной платок тёмно зелёного цвета с большими цветами. «Нравится?» — продолжал солдат. «Да» — коротко ответил мальчик всё ещё боявшийся, что у него отнимут заветный подарок. Вдруг грузовик притормозил и водитель крикнул: «Прийыхалы дитвора, слазьте! Дальше сами дотопаете, ужо близко!» . Юсиф первым выскочил из кузова и уже хотел бежать, как вдруг солдат окликнул его : «Эй, пацан! Погоди-ка!» — и протянул мальчишке шаль. «Бери! Ну бери же! Кому говорят! Подари матери! А я своей потом куплю, мне всё равно ещё нескоро домой.»
Грузовик уже скрылся в темноте, а Юсиф всё ещё не мог осознать происходящее. Он долго смотрел на эту шаль и в темноту, пока ребята не окликнули его.
Совсем недавние страх и злость царившие в душе у подростка исчезли. Не приходя в себя от счастья, он побежал домой – к любимой матери со своей почти золотой рыбкой и прекрасной шалью от неизвестного солдата.
Утром наступил прекрасный праздник и мама в новой шали готовила плов с рыбкой для любимого сына , так напоминавшего ей мужа.
После этого случая мальчик перестал бояться солдат, даже подружился с ними. А мама часто отправляла его в часть отнести служившим гостинцы со своего огорода.
Так неизвестный солдат одним красивым платком залечил глубокую рану в душе моего отца и бабушки!
Я благодарна тому неизвестному солдату и его, я уверена — замечательной матери!